“Le Monde”, Франция
О новых американских и европейских санкциях против Москвы
Солидарность Запада по поводу российской агрессии на Украине идет трещинами. Хотя США и заявили о намерении уже в понедельник ввести новые санкции против Москвы, многие европейские страны, в том числе и Франция, задаются вопросом насчет необходимости дополнительных мер и их способности повлиять на ход развития событий на востоке Украины. Там русскоязычные сепаратисты продолжают создавать напряженность и удерживают в Славянске наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Как заявил в воскресенье президент США Барак Обама, дополнительные санкции должны стать ответом на «провокации» Москвы. «Нам нужно принять новые меры, чтобы дать понять России, что ее попытки дестабилизации Украины должны прекратиться», — подчеркнул он. Его заместитель советника по национальной безопасности Тони Блинкен (Tony Blinken) впоследствии уточнил масштабы программы: «Мы усилим давление на приближенных Владимира Путина, возглавляемые ими компании и оборонную промышленность».
Нерешительность европейцев
28 представителей государств-членов Европейского Союза в свою очередь проводят собрание в Брюсселе по поводу новых ответных мер против России. Однако, как сообщает хорошо информированный источник, даже на этом этапе речь все равно идет лишь об «индивидуальных», а не экономических санкциях. Все это свидетельствует о нежелании европейцев последовать примеру США.
Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский отправился в Донецк, чтобы поддержать киевское временное правительство. Враг Кремля номер один уверен, что санкции против Москвы в ближайшее время не дадут результатов: «Никакие санкции не подействуют на Россию мгновенно. Имеющиеся на сегодня золотовалютные резервы, специфика энергетических потоков, замена поставщиков энергии — все это сводится к тому, что три-пять лет ситуация не будет критичной для российской экономики». Не оставил Ходорковский без внимания и российскую пропаганду: «Сегодня в головах обычных, нормальных, очень хороших русских, поверьте, и моих школьных друзей, существует предубеждение, что в Украине к власти пришли фашисты, бандеровцы. И поэтому, если мы воюем с ними, то мы не воюем с народом Украины, а воюем с фашистами и бандеровцами. А это вполне нормально».
ЗакрытьЧитайте также
Ученые оцепенели, когда выяснили происходящее с человеком после смерти
Технология «Настройщик», которая поможет осуществить все ВАШИ мечты!
Такой Луну еще никто не видел (секретные фотоснимки)
Direct/ADVERT Дать объявление
И даже сам факт того, что это собрание состоялось на чисто техническом уровне, уже представляется собой значимый политический сигнал. Пока что ни министры иностранных дел ЕС, ни главы государств и правительств не собираются созывать саммит по санкциям.
Хотя европейцы и американцы делают один вывод по поводу обострения ситуации на Украине, их позиции по поводу ответа на притязания России в этой стране все больше расходятся. США все активнее демонстрируют поддержку Украине и союзникам по НАТО: визит вице-президента Джо Байдена в Киев, развертывание войск в Польше и Прибалтике. «Американцы постоянно давят на нас с тем, чтобы мы приняли новые санкции», — признает один европейский дипломат.
Выверенный ответ
До недавнего времени Вашингтону и Брюсселю удавалось поддерживать видимость единого фронта против Кремля. После вторжения России в Крым и дальнейшей аннексии полуострова европейцы и американцы одновременно объявили о первой серии точечных санкций, которые включали в себя заморозку активов и запрет на выдачу виз для российских и украинских официальных лиц.
Задачей было дать «выверенный ответ» и подтолкнуть Россию к снижению напряженности до принятия куда более жестких экономических санкций, насчет которых у европейцев нет единого мнения. «Шесть стран ЕС на 100% зависят от российского газа, тогда как еще у 12 этот показатель составляет 50%», — напоминают в Министерстве иностранных дел Франции.
Женевское соглашение, которое подписали 17 апреля представители России, Украины, США и ЕС, показалось началом перемирия и отдалило перспективу экономических санкций. Как бы то ни было, этот договор, который подразумевал разоружение отрядов и освобождение незаконно занятых задний, получился почти что мертворожденным. Что повлекло за собой новые обсуждения санкций.
«Обостренный санкционизм США», как выразился один дипломат, вызывает все большее раздражение в Европе. Во-первых, американцы почти не ведут торговли с Россией и совершенно не зависят от ее энергетики, в связи с чем экономические меры против Москвы никак их не затронут. Во-вторых, «нет никаких гарантий того, что дополнительные санкции напрямую повлияют на поведение пророссийских отрядов на востоке Украины», — считают в Париже. «Вашингтону гораздо проще делать громкие заявления, потому что Россия от него далеко», — подводит итог министр иностранных дел большой европейской страны.
Красная линия
Тем не менее, бывшие коммунистические республики во главе с Польшей категорически не согласны с такой точкой зрения и выступают за более активное противостояние с Россией. На фоне таких разногласий Европа продолжает тянуть время. Государства-члены Европейской комиссии уже не первую неделю разрабатывают программу возможных экономических санкций, однако, как отмечают в Париже, их применят только в том случае, если Россия пересечет красную линию, то есть начнет военное вторжение на востоке Украины.
Стратегия же Москвы, по мнению дипломатов, предельно прозрачна: максимально ослабить киевское правительство и в нужный момент добиться как можно больше уступок по будущему обустройству Украины.
Ив-Мишель Риоль (Yves-Michel Riols)